ОСТАТКИ ПРЕЖНЕЙ РОСКОШИ Или кое-что из истории оформления портретных фотографий.

Переход к технологии мокрого коллодиона, а значит и появление фотографического отпечатка на фотобумаге, совпало с изменением отношения к авторству и на фотоотпечатках, принимающих все более привычный вид, а точнее на паспарту – так как альбуминные отпечатки были на очень тонкой бумаге и обязательно требовали наклейки на более плотную основу, стали появляться оттиски с обозначением фамилии автора. Часто такие оттиски изготавливались способом тиснения и имели выпуклую форму.

В середине шестидесятых годов во Франции с легкой руки фотографа А. Диздери (1819 -1890) появились так называемые «визитки» — фотографии небольшого стандартного размера, которые произвели подлинную революцию в фотографическом бизнесе, сделав фотографию общедоступной. Дело в том, что фотография в ту пору все еще оставалась дорогостоящим изделием и поэтому пользовалась популярностью лишь среди состоятельных людей. Переход на изготовление небольших фотоотпечатков, унификация процесса их производства, удешевило процесс, что резко увеличило количество клиентов фотоателье и демократизировало саму фотографию.

Это нововведение быстро распространилось по Европе и Америке. Первоначально фотоотпечатки небольшого размера наклевались на сравнительно простенькие паспарту, но так как потребность в них возрастала год от года, то очень скоро возникли специальные фирмы, занимавшиеся производством паспарту для фотоателье. Прежде всего, стоит упомянуть, что в процессе развития культуры производства паспарту очень важным моментом всегда было качество используемого картона. Год от года этот материал менялся, становясь все более плотным. Очень важным был и процесс нанесения всяческих надписей, как на лицевой стороне паспарту, так и на оборотной, куда выносилась наиболее полная информация о фотографе. Процесс изготовления паспарту все время совершенствовался, и к концу 19 века они приобрели, наконец, устойчивую форму.

Как же выглядело типичное паспарту на рубеже Х!Х – ХХ веков?

Надо сказать, что к этому времени фотографии, производимые в большинстве ателье, приняли устойчивые размеры, которые имели свои названия: «визитный», «миньон», «бижу», «кабинетный» и т.д. Название соответствовало определенному размеру паспарту. Это было очень важно, в частности, и для производителей альбомов, которые вырезали в них соответствующих размеров рамки и кармашки для фотографий. Словом вся эта индустрия имела ряд строгих модулей, которые были приняты большинством фотопроизводителей.

Наиболее популярным был размер паспарту 160х105 или 160х107мм. Разница в 2 мм возникала за счет характера обреза картона. Он мог быть обычным – т.е. прямым или наклонным. Косой обрез, создавал своеобразную фаску, которая, как правило, отличалась от цвета паспарту и придавала последнему более нарядный вид.

При изготовлении особенно дорогих паспарту этот обрез дополнительно окрашивался, как правило, серебристой или золотистой краской.

Размер фотографии, наклеенной на такое паспарту, колебался от 135х100 до 145х100 мм.

Так как практически все фотографии были вертикальными, то при наклейке внизу оставалось примерно 20 мм паспарту, на котором конгревным тиснением или просто краской наносилось название фотографии. Очень часто это было воспроизведение факсимиле фотографа и адрес ателье. Например: «Суворовская фотография. С-Петербург Суворовск.пр.7» или же «M.Kadisson St.Petersbourg», «Denier St-Petersbourg, Perspective de Nevsky № 19», «I.Kohanovski St-Petersburg Vasili.ostroff 8-45». Часто на лицевой стороне паспарту можно было встретить более простую надпись, вроде «Сabinet portrait», тогда все выходные данные фотографа печатались на обратной стороне паспарту.

Вторым по популярности было маленькое паспарту, размер которого значительно сильнее разнился от 105 х 63 до 113 х 72 мм. Причем первый был наиболее распространенным.

Соответственно и фотография на подобном паспарту была значительно меньшего размера, как правило, 90 х 60 мм – знаменитый размер «шесть на девять»!

Особый интерес представляла обратная сторона паспарту — вот тут уж было где разгуляться фантазии фотографа и художника, изготовлявшего эскиз оформления «оборотки»!

Знаменитый русский фотограф Максим Дмитриев, работавший в Нижнем Новгороде, на обратной стороне своего паспарту поместил причудливую композицию – изображение овальной рамы, на которой были расположены многочисленные медали и дипломы – награды, полученные фотографом за свою творческую деятельность. На верхней части этой овальной рамы значилось «Фотографъ М.Дмитриевъ», слева — две надписи: «Удостоен высших наград за фотографии с натуры» и «Н.Новгород», а справа всю композицию венчала белая роза. В эту декоративную раму была заключена фотография Нижнего Новгорода, снятая фотографом с противоположной стороны реки, с места, где традиционно устраивалась знаменитая нижегородская ярмарка.

Встречались и скромные, лаконичные надписи – имя фотографа и адрес ателье, но, как правило, фотограф указывал важные для него сведения, вроде: «Специальность – увеличение портретов» или «Для повторения заказов — Негативы хранятся», «Увеличение до натуральной величины» и прочие полезные для клиентов сведения.

Фотографы очень гордились, если им довелось снимать кого-либо из Высочайших особ – тогда это обязательно становилось частью рекламного сообщения. Так, питерский фотограф С. Соловьев, работавший на Скобелевском проспекте «близ станции Удельная», гордо именовал себя «фотографом Ея Императорского Высочества Великой Княгини Александры Иосифовны». Кроме того, он сообщал о том, что он является членом некой «Парижской Национальной Академии».

Такая высокая культура оформления паспарту просуществовала сравнительно недолго и уже в период Первой мировой войны стала теряться. После революции этот процесс еще больше ускорился. Сказалось отсутствие запасов так называемого «бристольского» картона, из которого делали паспарту и общая разруха первых послереволюционных лет. А затем, после НЭПа стали постепенно закрывать ателье, в которых использовался наемный труд. Наиболее крупные национализировали и оставляли лишь мелких частников, которым уже было не под силу держать прежнюю марку, да и запросы резко обедневшего населения стали более демократичными — новые заказчики поначалу довольствовались фотографиями, наклеенными на простой серый картон, а впоследствии паспарту стали предлагать лишь в отдельных наиболее преуспевающих фотографиях.

Так закончился «золотой век» бытовой фотографии, воспоминания о котором сохранили лишь старые семейные альбомы, нет-нет да и встречающиеся еще в некоторых питерских домах. Рассматривая которые невольно хочется задать риторический вопрос, цитируя героя одного классического произведения: «И кому все это мешало?!!!».
(Владимир НИКИТИН)

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s