Отмена крепостного права в 1861 году создала в стране более благоприятные условия для дальнейшего роста капиталистической промышленности и, в том числе, для Сормовского завода. Но это положительное влияние крестьянской реформы в Сормове проявилось не сразу.В числе промышленных предприятий Нижегородской губернии Сормовский завод в шестидесятые годы занимал .выдающееся место. В материалах, характеризующих промышленность губернии в указанный период, подчеркнуто значение Сормовского завода.„Из фабрик и заводов,— говорится в этом источнике,— замечательны… машинная фабрика Бенардаки для выделки пароходов, их составных частей и машин, при деревне Сормово, с оборотом до 250 тысяч рублей… Фабрика эта строит пароходы для Каспийского мореходства».С 1861 года руководителем судостроения на заводе стал инженер А. Г. Некрасов. В эти же годы в Сормове работал талантливый русский механик Федор Сергеевич Беляев. В первое десятилетие после отмены крепостного права техника судостроения заметно двинулась вперед. В начале этого десятилетия в Сормове были построены машинные суда нового типа, так называемые цепные суда, или „туера», применяемые на реках Шексне, Свири и в верховьях Волги.В период шестидесятых годов Сормовским заводом была произведена одна из наиболее крупных для того времени судовых построек — колесный пароход «Лев» , имевший мощную машину и весьма прочный корпус. Всего же в это десятилетие был построен 41 пароход. Вся эта продукция Сормова отличалась высокими качествами. С конца шестидесятых годов машинная „фабрика» в Сормове изготовляла, кроме паровых судов, стальные машинные части и принадлежности для железных дорог.В 1870 году на заводе был открыт сталелитейный цех, в котором была поставлена мартеновская печь. Постройка печи проходила под руководством и наблюдением выдающегося русского инженера Александра Александровича Износкова и его помощника техника Н. Н. Кузнецова. Работа выполнялась местными каменщиками. Это была первая во всей России мартеновская печь. Так Сормово стало колыбелью мартеновского производства в России и своеобразной школой, в которой готовились мастера и опытные сталевары-мартеновщики для других предприятий. В 1878 году между Сормовом и станцией „Нижний Новгород» Московско-Нижегородской железной дороги была построена собственная железная дорога завода, соединившая завод со всей железнодорожной сетью России.Семидесятые годы отмечены новыми достижениями в области судостроения на заводе. В 1871 году на Волге появился первый большой двухэтажный пассажирский пароход, с железным корпусом, с бортовыми гребными колесами, со значительной грузоподъемностью, построенный Сормовским заводом. Пароход имел две разновальные машины, двухэтажную надстройку, отдельные каюты для пассажиров 1 и 2 классов. Судно обладало скоростью хода 16 км в час вниз по течению и 12,8 км в час — вверх. Новому судну дали название „Переворот». Название это вполне соответствовало действительности, ибо пароход совершал подлинный переворот в области пассажирского и товаро-пассажирского пароходостроения. Именно с этого времени в речном судостроении России установился тип товаро-пассажирского двухэтажного парохода, который с незначительными изменениями сохраняется в Волжском бассейне и до настоящего времени.Развитие Сормовского завода в 60—70-х годах совершалось в ходе промышленной революции, в условиях утверждения капитализма в России. Производство завода удовлетворяло потребности развивающегося капиталистического хозяйства страны. Усиление железнодорожного строительства в стране в 60—70-х годах явилось предпосылкой дальнейшего расширения завода. В 1872 году в Сормове был открыт вагонный отдел, а через некоторое время уже были выпущены первые товарные вагоны. С этого времени вагоностроение в Сормове быстро развивается. Производство вагонов на Сормовском заводе было поставлено хорошо. Здесь изготовлялись все вагонные части. В документах 1873 года Сормовский завод официально назывался машиностроительным, сталелитейным, железопрокатным и вагонным заводом.В. И. Ленин упоминает Сормовский завод семидесятых годов в числе важнейших центров фабрично-заводской промышленности Европейской России.В 60—70 гг. не произошло каких-либо существенных улучшений в жизни сормовичей. Эксплуатация рабочих фактически не была ограничена законами и не знала никаких пределов. В 70-е годы появились особые „Правила для рабочих и мастеровых Сормовского завода». Этот документ бросает свет на условия труда и жизни сормовичей. „Правила» устанавливали порядок приема рабочих на завод и формы оплаты их труда, продолжительность рабочего дня, порядок выдачи заработной платы, строго регламентировали поведение рабочего на производстве, определяли взаимоотношения рабочих и администрации, формы взысканий и наказания рабочих (штрафы и т. п.). «Правила» (п. 5) устанавливали рабочий день продолжительностью в 12,5 часа. Однако этот пункт «Правил» администрацией завода совершенно не соблюдался и существовал только на бумаге. В действительности рабочий день был более продолжительным, так как, по словам современников, в это время в Сормове существовали принудительные сверхурочные и ночные работы, продолжавшиеся с 6,5 часа утра до 10 часов вечера, а иногда и до двух часов ночи. Не явившиеся на сверхурочные и ночные работы подвергались наказанию (пп. 3 и 4). Об этом же говорил п. 19. «Правила»ставили сормовского рабочего в положение человека, всегда послушного, автоматически выполняющего любое требование жадных к наживе заводовладельцев, их услужливых мастеров и приказчиков, которым предоставлялась неограниченная власть над рабочими.Пункт 27 „Правил» фактически узаконивал задержку выдачи заработной платы рабочим. В этом пункте говорилось: „жалование выдается в таком количестве, чтобы всегда за конторой оставался, по крайней мере, двухнедельный заработок».Труд на заводе был исключительно тяжелым, изнуряющим силы рабочего. Почти все работы выполнились в это время в Сормове вручную. Работа требовала огромной затраты физических сил и, продолжаясь по двенадцати и более часов, становилась невыносимой, надрывала силы человеческого организма.За свой непомерно тяжелый труд рабочий получал ничтожные гроши. При поденной оплате труда чернорабочий зарабатывал 25—30 коп. в день, кузнец — около 50 коп., молотобоец — 40—45 коп., слесарь — от 40 до 60 коп., столяр — от 40 до 50 коп., вагранщик — 25—30 коп. Выдача заработной платы систематически задерживалась на несколько месяцев. Прилив новых и новых групп людей, желающих поступить на завод, позволял администрации держать заработную плату на том же низком уровне, какой существовал и до реформы 19 февраля 1861 года. Расценки на производимые работы понижались по произволу мастеров. Промышленный кризис 70- х годов, затронувший Сормово, привел к еще большему ухудшению положения рабочих, вызвав понижение заработной платы и массовые увольнения. Заработная плата часто уменьшалась еще к тому же штрафами, имевшими большое распространение в Сормове.Кроме заводчиков, сормовского рабочего эксплуатировали и местные торговцы, с которыми заводоуправление было тесно связано. Администрация Сормовского завода помогала жадному спекулянту в его наживе за счет рабочего-сормовича.Наступившее после кризиса середины 70-х годов улучшение промышленных дел не сопровождалось сколько-нибудь значительными изменениями в положении сормовских рабочих. Их заработная плата систематически задерживалась. Через „харчевые записки», существовавшие в Сормове несколько десятков лет, рабочий попадал в лапы хищника-торгаша.Путь к просвещению, к овладению элементарной грамотой для сормовского рабочего в эти годы фактически был закрыт,— научиться грамоте тогда удавалось немногим.Каторжный труд, жесточайшая эксплуатация, тяжелое материальное положение рабочих порождало в их среде стремление к протесту против невыносимых условий жизни. В „Кратком курсе истории ВКП(б)» отмечено, что „уже в 70-х и особенно в 80-х годах прошлого столетия рабочий класс в России начал пробуждаться и повел борьбу с капиталистами». В сентябре 1876 года в Сормове произошла стачка, которая вызвана была снижением заработной платы. По своему характеру эта стачка была стихийным, оборонительным выступлением сормовичей против наступления предпринимателей в условиях кризиса 70-х годов. „Выведенные из терпения рабочие во время первых забастовок иногда ломали машины или стекла в фабричных помещениях, громили хозяйские лавки и конторы». Сормовская стачка сентября 1876 года имела черты, свойственные этому периоду в развитии рабочего движения. Возникла стачка стихийно. Из 1272 рабочих в ней участвовало 500 человек. Рабочие протестовали против снижения заработной платы.В 70-е годы в России возникают первые рабочие организации. В 1875 году возник „Южнороссийский союз рабочих», а в 1878 г. „Северный союз русских рабочих» во главе с С. Н. Халтуриным, — одним из „крупнейших революционеров того времени».Сормово с его значительным количеством рабочих привлекало внимание С. Н. Халтурина. После того как в 1879 году были произведены аресты членов „Северного союза русских рабочих» в Петербурге, С. Н. Халтурин летом того же года приезжает в Сормово, поступает на работу в столярный цех Сормовского завода. Халтурин стремился возродить организацию „Северного союза русских рабочих» и с этой целью работал в Сормове.В начале 80-х годов Сормовский завод имел уже одиннадцать цехов: механический, чугунолитейный, железопеределочный, сталелитейный, сталепрокатный, вагонный, хозяйственный и др. Предприятие выпускало железнодорожные, вагоны, вагонные части. Продолжались, но в меньших размерах, судостроительные работы. Во второй половине 80-х годов в Сормове стали строить морские наливные шхуны. Постройка первой шхуны была закончена в 1887 году. К концу 80-х годов Сормовский завод дал девять таких шхун.Но промышленный кризис и депрессия в этом десятилетии создали неблагоприятные условия для работы завода. Его производство сокращалось. Сотни сормовских рабочих были обречены на безработицу и нищету.23 марта 1882 года в Сормове появились прокламации, призывавшие рабочих к выступлению против эксплоатации. Появление прокламаций в Сормове свидетельствует о том, что здесь в это время были люди, отдававшие себе ясный отчет в том, какое значение имеет объединенная борьба, коллективный протест заводских рабочих.Полиция пыталась найти „виновных», т. е. авторов прокламаций. Производились обыски, во время которых была обнаружена нелегальная политическая литература. Из Сормова были высланы все безработные — как „беспокойный» элемент.В начале 80-х годов среди рабочих Сормовского завода была уже группа или группы, поставившие целью направить рабочих на путь объединенной борьбы с хозяевами.Положение завода в 1883 году становится еще более тяжелым. Производство снова сокращается. Происходят новые увольнения рабочих. Резко ухудшилось и положение тех, кто оставался на предприятии. К маю 1883 года у сормовских рабочих не была получена заработная плата за три месяца. Опекунское управление (после смерти Бенардаки над делами завода была учреждена опека), в руках которого находился завод, не спешило с уплатой и в мае. Положение сормовичей было критическим.Среди рабочих Сормова росло возмущение. Оно проявилось в стачке 23—24 мая (ст. ст.) 1883 г. Стачка была ответом на перенесение владельцами Сормовского завода всей тяжести кризиса на плечи сормовских рабочих. Они требовали выдачи заработной платы за три предшествующих месяца. Администрация отказалась удовлетворить это требование и послала за становым приставом. Прибывший становой пытался уговорить собравшихся у конторы рабочих разойтись, но его уговоры не подействовали. Рабочие решили обратиться к нижегородскому губернатору.Утром 24 мая полторы тысячи сормовичей пришли в Нижний Новгород к губернатору, генерал-майору Баранову, которого В. И. Ленин точно и мегко называл „знаменитым российским помпадуром».Прибытие полуторатысячной массы рабочих, настойчиво требовавших своего, заставило Баранова, увидевшего возможность усиления забастовки, принять некоторые меры к уплате денег, чтобы приостановить нарастающее возмущение рабочих.Администрация завода принуждена была произвести рабочим выплату денег за март. Таким образом, благодаря проявленной сормовичами настойчивости, их требования частично были удовлетворены.Стачка 23 — 24 мая 1883 года показала рабочим Сормова, что в их объединенных действиях заключается большая сила. Она вскрыла, что не покорностью перед администрацией завода можно добиться хотя бы некоторого улучшения своего положения, а коллективной борьбой.Забастовки, о, которых мы упомянули, носили еще характер стихийных выступлений сормовских рабочих. Но стихийность, по определению Ленина, „представляет из себя, в сущности, ни что иное, как зачаточную форму сознательности. „И примитивные бунты, — говорит Владимир Ильич,— выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали… не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством».Первые проблески, зачаточную форму сознательности в майской стачке 1883 года можно видеть, прежде всего, в проявленной рабочими настойчивости, организованном отстаивании своих интересов через выборных представителей.В конце мая 1886 года на заводе произошли новые волнения. Причина их — тяжелое материальное положение рабочих, задержка заработной платы. В последних числах мая рабочим не было уплачено за два с половиной месяца. Волнения грозили вылиться в забастовку. Сормовичи требовали немедленной выдачи денег.Энгельс говорил, что „стачки являются для рабочих военной школой, в которой они подготовляются к великой борьбе, ставшей уже неизбежной: стачки, наконец, являются манифестацией отдельных отраслей труда, возвещающих об их присоединении к великому рабочему движению».Стачки рассматриваемого периода, проходившие в Сормове, возвестили о присоединении сормовских рабочих к великому революционному рабочему движению, развернувшемуся по всей России.1887 год стал в работе Сормовского завода переломным. Были получены новые заказы. Завод выпустил изделий на сумму 700000 руб. Число рабочих было 750. Экономический кризис и депрессия закончились

А. И. Парусов, П. И. Шульпин,Горьковское областное государственное издательство, 1949 г.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s